Revolver Maps

понедельник, 26 января 2015 г.

Запоминайте!

До Yandex, Rambler, Google люди запоминали информацию. Когда ваш дедушка ходил в школу, главным методом обучения было запоминание и он должен был держать в памяти дату Куйчук-Кайнарджикского мира и стихотворения Пушкина и Тютчева. Десятилетия назад, где-то в 70-х, механическое запоминание вышло из моды у преподавателей, они стали учить школьников и студентов мыслить «креативно» и решать проблемы. Однако, маятник качнулся слишком сильно и вместе с водой выплеснули ребенка. В действительности, есть много аргументов в пользу запоминания. Считается, что важно уметь думать и применять знания, но если у вас нет знаний, то умение применять их просто бессмысленно. Попробуйте сыграть «Собачий вальс», если вы не помните мелодию. Здесь на помощь приходит запоминание.

Древние греки понимали это. Они начинали обучения своей молодежи с заучивания наизусть поэм Гомера и мудрых слов Солона, основоположника афинской демократии. Афиняне верили, что запоминание великих поэм поможет их гражданам развить навыки речи, которые будут служить им впоследствии в народном собрании. Более того, запоминание великих поэтических слов выжигало идеалы афинского общества глубоко в душах их граждан.

Александр Македонский знал наизусть «Анабасис» Ксенофонта, что помогло ему избежать ловушки, подготовленной Дарием при Гавгамелах. Кроме того, он знал наизусть и «Одиссею» с «Иллиадой».

Шекспир заучивал наизусть эпические поэмы классиков. Всю жизнь он тренировал слух изысканными рифмами и образцами классических речей, что помогало ему в создании собственных шедевров. Более того, древние мифы и авторы предоставили ему огромное число цитат, которые он употребил в своих пьесах.

Словарный запас А.С.Пушкина превышал 40 000 слов. Надеюсь, вы не думаете, что приобрел он его за карточным столом или гоняясь за юбками.


Сейчас люди открывают поисковую систему, чтобы вспомнить слова стихотворения, дату Грюнвальдской битвы или имя командующего русскими войсками при Бородино.
Интернет сделал многих глупее: «Тьма распространяется со скоростью света».

Зачем запоминать.
У заучивания великих произведений есть много плюсов. Вот только некоторые из них:
1.                  Вы лучше выражаете свои мысли. Заучивая великую поэзию или изящные отрывки из литературы, вы начинаете «присваивать» рифмы и структуры, выработанные великими писателями и мыслителями. Запечатлеваясь в вашем мозгу, они чудесным образом начинают влиять на выражение ваших собственных мыслей.
2.                  Увеличивается ваш словарный запас. В процессе заучивания вы запоминаете слова, о существовании которых не подозревали и значения которых не знали. При заучивании слов в контексте стихотворения, легче запоминаются их значения и их легче в последствии будет вызвать из памяти для собственного употребления. Это намного эффективнее, чем заучивать слова отдельно.
3.                  Вы становитесь более интересной личностью.Не так уж много людей, способных вплести в свою речь отрывок поэмы или высказывание Сенеки. Способность к месту употребить остроту Твена или отрывок из «Демона» представят вас более интересным собеседником. Однако, следует научиться различать, когда это нужно делать. Иначе, делая это слишком часто или не к месту, вы выставите себя помпезным ослом или напыщенным индюком.
4.                  Вы станете увереннее. Наиболее важное приобретение при заучивании отрывков из великих произведений, это то, что с вами всегда будет запас знаний и мудрости, которым вы всегда можете немедленно воспользоваться. Всегда найдется стихотворение или чье-то высказывание, которое поддержит вас в трудной ситуации или добавит сил продолжать дело, в которое никто не верит.
5.                  Тренировка мозга продлевает жизнь. Ваш мозг несет ответственность за вашу жизнь. Независимо от вас он управляет организмом, каждым движением и вздохом, воспринимает и перерабатывает ежесекундно огромное количество информации. Когда вы заучиваете стихотворение или отрывок речи Цицерона вы тренируете «мозговую мышцу». Возможно, эта мышца не столь важна для жизнедеятельности организма, но она часть очень сложной машины. 



Как запоминать.
Есть много систем, помогающих запоминать, однако, их надо усвоить и они не всегда действуют, особенно при больших объемах информации и в случае прозаических текстов.
Грубый прямой способ действует всегда и ему не надо учиться. Нужно только терпение.
Читайте предложение, которое нужно запомнить, вслух. Потом запишите его. Можно на компьютере. Повторите это пять раз для каждой строки информации, которую нужно запомнить. В этом процессе у вас будут задействованы три механизма запоминания — слуховой, зрительный и механический.
И, конечно, повторение.
Повторяйте до тех пор, пока не запомните.
Нудно?
Зато это работает.

Постепенно изучите другие способы запоминания информации и включайте их в процесс. Например, древние греки придумали интересный мнемонический способ (от «mnemonikos», это слово произошло от имени богини Памяти Мнемозины).
Ораторы, сталкиваясь с необходимостью запомнить длинные речи, придумали  такой способ: они размещали «объекты» (слова, которые надо было запомнить) в разных комнатах воображаемого дома. Затем, чтобы вспомнить свою речь, они «прогуливались» по воображаемому дому, подбирая «предметы» на тех местах, где оставили.
Красивый способ. Но им еще надо уметь пользоваться.  









Комментариев нет:

Отправить комментарий