Revolver Maps

суббота, 28 февраля 2015 г.

Н.А.Рубакин. Лоцман книжного океана.

     Сейчас мало кто, кроме библиотечных работников и литературоведов, помнит имя Николая Александровича Рубакина(1862 – 1946). А сто лет назад не было сколько-нибудь грамотного рабочего или крестьянина в России, который не читал бы книги Рубакина и не знал его имени. Написанные простым ясным языком, понятным самому малограмотному читателю, его научно-популярные книги и книги по самообразованию разошлись в России тиражом 20 миллионов экземпляров. (Можете представить – тираж каждой его книжки по самообразованию в России, где ¾ населения были неграмотны, превышал 100 000 экземпляров!)
     Читатели знали Рубакина не только по книгам, он вел с ними личную переписку, давал советы, составлял программки для чтения применительно к психическому типу каждого читателя. С 1889 по 1907 год он переписывался с 5189 читателями, а с 1911 по 1915 – еще с 5507, а всего за свою жизнь он был в переписке с более, чем 20 000 читателей. Почти вся переписка сохранилась в его архиве.
     Он составил для своих корреспондентов более 15 000 индивидуальных программ чтения и самообразования.
     Такого размаха просветительской деятельности, выполненной одним человеком, Россия не знала.
     Рубакин впервые стал изучать не писателя, не книги, а самого читателя и его взаимодействие с книгой. Постоянное общение с  читателями, изучение их, работа с библиотеками, с издательствами, в журналах позволили ему разработать принципы наиболее эффективной работы с книгой, индивидуализации чтения. Созданная им наука библиопсихология, наука о читателе, чтении, авторе и книге, явилась результатом экспериментальных наблюдений и обработки фактического материала.
     Рубакин первым указал на то, что в книжном деле изучение читателя так же важно, как и изучение писателя.
    Советы Рубакина по работе с книгой, а он разбирал и чтение художественной литературы, вовсе не устарели, хотя в какой-то библиотеке в интернете я нашел его работы в разделе «старинные книги». Более того, теперь, когда под влиянием интернета учащиеся стали уделять работе с книгой меньше внимания, они могут быть для думающего человека  не  менее полезны, чем сто лет назад: если раньше основным врагом была неграмотность, то теперь  опасность пострашнее – иллюзия знания.
Некоторые книги Н.А.Рубакина:



И два тома избранных сочинений:


Комментариев нет:

Отправить комментарий