Revolver Maps

среда, 30 сентября 2015 г.

Благородный Идальго дон Кихот Ламанчский

29 сентября 1547 года родился Мигель де Сервантес Сааведра (Miguel de Cervantes Saavedra)

Дон Кихот в одном рисунке. Октавио Окампо

В 57 лет он издал тиражом около 1 500 экземпляров свою книгу. Это было жизнеописание дона Алонсо Киханы Доброго.

Лучшая из написанных человеком книг.  

«Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек, и если б кончилась земля и спросили там где-нибудь людей: «Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?» — то человек мог бы молча подать Дон Кихота: «Вот мое заключение о жизни — и можете ли вы за него судить меня?». Эту самую грустную из книг не забудет взять с собою человек на последний суд Божий. Он укажет на сообщенную в ней глубочайшую и роковую тайну человека и человечества…» Ф.М.Достоевский

А ведь довольно долго главный герой романа Сервантеса воспринимался как одержимый своими фантазиями, самоуверенный и заносчивый сумасброд, бахвал, начётчик, короче говоря, пародия на героя. Ещё в XVIII веке Дон Кихот мыслился как «отрицательный герой». Попытки истолковать образ в позитивном плане были чрезвычайно редки. Но в эпоху романтизма (главной идеей которого было трагическое противостояние великой героической личности «лежащему во зле» миру) всё переменилось — роман мифологизируется, в нём начинают видеть «великую трагическую поэму», романтическую иронию, насмешку над тщетой благородного энтузиазма и вообще человеческих усилий, и Дон Кихот становится действительным героем, служителем высоких идеалов и Прекрасной Дамы. Его противостояние — это противостояние посредственности, вообще всему косному и обывательскому.


Генрих Гейне: "Сердце моё готово было разорваться, когда я читал о том, как благородный рыцарь, оглушённый и весь смятый, лежал на земле и, не поднимая забрала, словно из могилы, говорил победителю слабым умирающим голосом: "Дульсинея Тобосская - самая прекрасная женщина в мире, а я самый несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие не должно поколебать эту истину"".
С точки зрения Г.Гейне, Сервантес, "сам того ясно не осознавая, написал величайшую сатиру на человеческую восторженность".

В.Г.Белинский: "Каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают Дон Кихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже сильною волею и с умом, но без рассудка и такта действительности".

И.С.Тургенев "Гамлет и Дон Кихот" (1860): "Что выражает собой Дон Кихот? - Веру, прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину. ..."Дон Кихот" весь проникнут преданностью идеалу, для которого он готов подвергаться всем возможным лишениям, жертвовать жизнью. Самую жизнь он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины и справедливости на земле. Жить для себя, заботиться о себе Дон Кихот счёл бы постыдным. Он весь живёт (если можно так выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для противодействия враждебным человечеству силам - волшебникам, то есть притеснителям".

Ф.М.Достоевский: "Самый фантастический из людей, до помешательства уверовавший в самую фантастическую мечту, какую лишь можно вообразить, вдруг впадает в сомнение и недоумение:"

Т.Манн:"Конечно, Дон-Кихот безрассуден,увлечение рыцарскими романами сделало его таким; но этот являющийся анахронизмом конёк в то же время служит источником такого подлинного благородства, чистоты, такого изящества, такого внушающего искреннюю симпатию и глубокое уважение достоинства всего его облика, и физического, и духовного, что к смеху, вызываемому его "печальной", его гротескной фигурой, неизменно примешиваются удивление и почтение, и каждый, кто встречается с ним, ощущает, недоумевая, искреннее влечение к жалкому и вместе с тем величественному, в одном пункте свихнувшемуся, но во всём остальном безупречному дворянину".

Хорхе Луис Борхес, "Притча о Сервантесе и Дон Кихоте": "Наскучив своей Испанией, старый солдат короля тешился безмерными пространствами Ариосто, лунной долиной, где пребывает время, растраченное в пустых снах, и золотымистуканом Магомета, который похитил Ринальд Монтальванский. Беззлобно подшучивая над собой, он выдумал легковерного человека, сбитого с толку чтением небылиц и пустившегося искать подвигов и чудес в прозаических местах с названиями Монтьель и Тобосо. Побеждённый реальностью и Испанией, Дон Кихот скончался в родной деревушке в 1614-м. Ненадолго пережил его и Мигель де Сервантес. Для обоих, сновидца и его сна, вся суть сюжета была в противопоставлении двух миров: вымышленного мира рыцарских романов и повседневного, заурядного мира семнадцатого столетия. Они не подозревали, что века сгладят в итоге это различие, не подозревали, что и Ламанча, и Монтьель, и тощая фигура странствующего рыцаря станут для будущих поколений такой же поэзией, как плавания Синдбада или безмерные пространства Ариосто. Ибо литература начинается мифом и заканчивается им"

В.Е. Багно (Дорогами "Дон Кихота"): "Ирония многослойна. Горький слой причастности автора, как бы уклоняющегося от отцовства, к судьбе сына едва ли не самый заметный. Мог ли Сервантес не сознавать, что жизнь Алонсо Кихано Доброго слишком напоминает его собственную биографию, биографию гуманиста, воина, не умевшего подстраиваться под житейское кредо окружающих, стремившегося "всем делать добро и никому не делать зла" и в награду получавшего насмешки меценатов, презрение собратьев по перу, щелчки по служебной линии и кусок чёрствого хлеба в старости?"

В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. "Книгой всех времён и народов" был назван "Дон Кихот".

Комментариев нет:

Отправить комментарий