Revolver Maps

понедельник, 28 декабря 2015 г.

Как выжить в этом мире: "Утешение философией" Алена де Боттона



Созданная на основе серии телевизионных передач, книга Алена де Боттона «Утешение философией если и не научит вас жить, то, по меньшей мере, немного успокоит.

В книге учения шести мудрецов разных времен представлены так, чтобы преподать современному человеку урок, как вести себя в самых повседневных для нас затруднениях.

Осужденный согражданами Сократ учит не смущаться непопулярности.
Отвергнутый женщинами Шопенгауэр — не грустить из-за разбитой любви.
Нищий Эпикур — не грустить о деньгах.
Страдающий импотенцией Монтень — не беспокоиться о том, что ты не соответствуешь чьим-то ожиданиям.

Де Боттон перемешивает жизнеописания философов с самыми доступными местами из их трактатов, а потом разбавляет знакомыми каждому ситуациями. Ален де Боттон пытается превратить историю философии во внятный рассказ.

Возможно, вам стоит прочесть «Утешение философией», чтобы задуматься о том, как же в этом мире выжить. Спасти книга никого не спасет, но пару полезных идей подкинет.

Оглавление

  1. Философское утешение для тех, кто не пользуется популярностью
  2. Философское утешение для тех, кто страдает от безденежья
  3. Философское утешение для тех, кто страдает от жизненных неудач
  4. Философское утешение для тех, кто чувствует себя не соответствующим требованиям
  5. Философское утешение для тех, чье сердце разбито
  6. Философское утешение для тех, кто испытывает невзгоды



  1. «Ко времени своей смерти Сократ был женат и имел троих сыновей. Его жена Ксантиппа, была весьма сварливой особой (когда Сократа спросили, почему он на ней женился, он ответил, что объездчики лошадей выбирают для обучения мастерству самых норовистых скакунов).»
  2. «То, что объявляется очевидным и «естественным», редко бывает таковым в действительности.»
  3. «Верное суждение - это такое, которое не может быть опровергнуто рациональными доказательствами.»
  4. «Истина, полученная благодаря интуитивному озарению, подобна статуе, установленной на открытом месте без опор, так что сильный ветер может ее опрокинуть.»
  5. «Если мы не можем сравнится с Сократом в самообладании, если склонны начинать рыдать от нескольких резких слов по поводу нашего характера или достижений, это может быть следствием того, что одобрение окружающих составляет основу нашей уверенности в собственной правоте.»
  6. «Счастье заключается в добрых делах.»
  7. «Общественная жизнь полна противоречий между тем, как нас воспринимают другие, и нашим собственным восприятием реальности. Нас обвиняют в тупости, когда мы проявляем осторожность. Застенчивость принимается за высокомерие, а желание понравится за низкопоклонство.»
  8. «Мы не существуем до тех пор, пока рядом нет кого-то, кто может это подтвердить; наши слова не имеют смысла, пока рядом нет кого-то, кто бы их понял.»
  9. «Ничто так не помогает от беспокойства, как размышление. Записав то, что нас тревожит, или обсудив это в беседе, мы выявляем основные аспекты проблемы.»
  10. «По Эпикуру, мы счастливы, если не испытываем страданий.»
  11. «Самая простоя снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден.»
  12. «Дорогие предметы кажутся удовлетворяющими потребности, которые нами не поняты. Предметы в материальной сфере представляются тем, чего нам не хватает в сфере психологической. Нам нужно упорядочить собственные мысли, а вместо этого нас влекут новые полки с товарами.»
  13. «Преобладание праздных мнений не является случайным. Оно выражает интересы торговых компаний, стремящихся исказить иерархию потребностей, подчеркивая ценность материальных благ и затушевывая то, что не имеет продажной цены.» 
  14. «Мы можем в конце концов купить джип, но на самом деле - по Эпикуру - нам не хватало свободы.»
  15. «Мы отправляемся выпить аперитив, а на самом деле - по Эпикуру - мы ищем дружбу.»
  16. «Нас не поощряют в том, чтобы получать скромные удовольствия - играть с ребенком, беседовать с другом, греться на солнце, есть сыр со свежим хлебом.»
  17. «Философия должна примирить нас с реальными сторонами действительности и тем самым избавить если не от самих несчастий, то по крайней мере от множества сопровождающих их пагубных эмоций.»
  18. «Согласно Сенеке, к гневу приводят опасно оптимистические представления о том, каковы мир и окружающие люди.»
  19. «Самое сильное раздражение вызывают события, которые нарушают наше представление об основополагающих правилах бытия.»
  20. «Когда что-то причиняет нам огорчение, возникает соблазн счесть, будто это сделано намеренно, - соблазн заменить «и» на «чтобы» : «карандаш упал чтобы разозлить меня» вместо «карандаш упал, и я разозлился».»
  21. «Как считал Сенека, мудрость заключается в том, чтобы правильно разобраться: где мы можем изменить действительность в соответствии со своими желаниями, а где должны спокойно принять то, чего изменить не можем.»
  22. «Другие страны возвращают нам ощущение разнообразия возможностей, которого лишают нас провинциальное высокомерие; увиденное склоняет нас быть снисходительнее к самим себе.»
  23. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости о того, насколько она полезна и нужна ему в жизни. Монтень М.»
  24. «Невнятное изложение является скорее результатом лени, а не глубокомыслия; то, что легко читается, едва ли было с легкостью написано. Возможно, тяжеловесная проза лишь маскирует отсутствие содержания: запутанность лучше всего скрывает то, что автору нечего сказать, считал Монтень.»
  25. «Откуда умным людям следует черпать идеи? Их следует черпать от еще более умных людей.»
  26. «Можно предположить, что многие люди интересны, но если мы находимся слишком близко к ним во времени и пространстве, то не воспринимаем их всерьез из-за нелепой склонности пренебрегать тем, что с нами рядом.»
  27. «Добродетельная простая жизнь, стремящаяся к мудрости, но никогда не подвергающая презрению причуды, - уже достаточное достижение.»
  28. «В свете почти нет иного выбора, как между одиночеством и пошлостью.»
  29. «Воля к жизни заставляет даже убежденных пессимистов бороться за выживание в случае кораблекрушения или серьезной болезни.»
  30. «Брак заключается не для глубокомысленных разговоров, а для рождения детей.» Шопенгауэр»
  31. «Присущими им специфическими способами искусство и философия помогают нам, как говорил шопенгауэр, превращать боль в знание.» 
  32. «Те, кто стремиться к свершениям, должны приветствовать всевозможные трудности, говорил Ницше.»
  33. «Следует видеть цель не в удовольствиях и радостях жизни, а в том, чтобы, насколько возможно, избежать бесчисленных бед. Счастливейшая судьба выпадает тому, кто пройдет по жизни без особых страданий, как телесных, так и душевных.»
  34. «Добиться свершений невозможно, не чувствую себя часть времени глубоко несчастным.»
  35. «Только выхоженные мысли имеют цену.»
  36. «Как писал высоко ценимый Ницше Монтень в последней главе «Опытов», искусство жить заключается в том, чтобы найти применение своим несчастьям.»
  37. «Спустя 300 лет Ницше пришел к этой же мысли: сравнивая человека с плодородным полем, он советует не пренебрегать ничем и каждое событие, явление или человека превращать в полезное удобрение.»
  38. «Следует огорчаться не наличием трудностей, а только собственной неспособностью вырастить из них что-то полезное.»
  39. «Ницше настоятельно советовал любому человеку, стремящемуся к счастью, никогда не пить ничего спиртного.»
  40. «И христианство, и алкоголь обладают властью убедить нас: тем, что мы считали своими недостатками, да и всем миром вокруг нас, можно пренебречь; и христианство, и алкоголь ослабляют нашу готовность разрешать свои проблемы; и христианство, и алкоголь лишают нас возможности свершений; Ницше называл их «двумя сильными европейскими наркотиками».»
  41. «Ницше особенно привлекала идея Эпикура о том, что для счастья необходимо жить среди друзей.»
  42. «Против мужской болезни самопрезрение вернее всего помогает любовь умной женщины.»
  43. «Не всё то, благодаря чему мы чувствуем себя лучше, для нас полезно. Не все из того, что причиняет боль, может оказаться вредным.»

Скачать книгу можно здесь: Де Боттон А "Утешение_философией"

Спасибо Анне Цукановой-Котт за напоминание. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий