Revolver Maps

среда, 10 августа 2016 г.

История человеческой грязи

Как говорит антрополог Мэри Дуглас: «Грязь это просто что-то не в том месте».

История человеческой грязи это сага, повествующая о борьбе людей с грязью вокруг нас и той грязью, которую порождаем мы сами -  чаще всего по принципу «не вижу, значит её и нет». Нельзя сказать, что «чистоплотность» и «замурзыканность» не зависят от времени, пространства или культуры.

Грязь это то, что считает грязью видящий. Так в японских домах вас попросят снять обувь при входе — заносить уличную пыль в дом там считается неуважением к хозяевам. Туалет там всегда отдельно от ванны и душа. Западная привычка совмещать их оскорбляет чувства японца.

У грязи без сомнения интересная история — от богобоязненной чистоты Дельфта семнадцатого века до триумфального внедрения карболки в практику хирургии в Глазго 60-х годов девятнадцатого, от использования гигиены для развития нацистских идей «чистоты расы» до смердящих трущоб современного Нью-Дели.

С грязью боролись всегда, но то, что считаем грязью мы, вовсе не читалось таковой совсем недавно. Вооружившись современными химикатами, мы сражаемся с «микробами» у нас в доме, но сами понятия бактерий и микробов возникли не так давно. Совсем недавно, в девятнадцатом веке, считалось, что холера результат «миазмов» в воздухе. А доктор Джон Сноу, создавший карту, объяснившую связь холеры с грязной водой, в 1854 году считался еретиком.

Столетиями самым доступным дезинфицирующим средством был уксус. Им мыли полы, полировали мебель, стирали белье, мыли руки и волосы, удаляли запахи и вонь из домов и тел.

Скрывать грязь было самым обычным делом. «Чтобы скрыть грязь, стены столовых, гостинных и кухонь во всем городе красят в коричневый цвет,» - отмечал в 1749 году архитектор курортного городка Бат. Грязь можно было скрыть таким образом, но запах! «Грязь и вонь вне всякого описания, - жаловалась в 1779 году Леди Мэри Кук на некоторые дома в Париже. - Когда к этому прибавляется вонь от котов, это становится невыносимым.»

Кажется странным, что люди, так заинтересованные в чистоте, не желали мыться в воде. В этом виновата «Великая чума» - после неё и после закрытия общественных бань, вызванного страшной эпидемией, считалось, что бани, ванны были определенно вредны для здоровья. Считалось, что кожа защищает человека от разложения и болезней, а вредные вещества выводятся с потом, менструальной кровью, мочей и фекалиями.


Помещение тела в воду, как считалось, приводило к проникновению вредных веществ в организм через поры и отверстия. Однако, надо было быть чистым. Для этого надо чаще менять белье. Трущееся о тело белье поглащало вредные вещества, выделяемые телом и свирепо стиралось как можно чаще. Яркая белая линия вокруг шеи и белоснежные манжеты вокруг кистей рук свидетельствовали о том, что вы следите за гигиеной. И поскольку «Чистота угодна Богу», как говорил священник Джон Уэсли, она свидетельствует о вашей вере.

Когда мы укоряем тех, кто «перемывает грязное белье на людях», в этом сказывается старая связь между чистотой и моралью.

История человеческой грязи не связана напрямую с успехами науки и технологии. Чем развитее становится цивилизация, тем больше мусора и грязи она производит. Мы обращаем внимание на чудовищное загрязнение вод в развивающихся странах только после каких-то техногенных катастроф.

В конце концов конечное разложение ждет каждого.

«Золотая молодежь, юноши и девушки, все, как и трубочисты, станут пылью».

Комментариев нет:

Отправить комментарий